МПГ

«Норникель» — № 1 по производству палладия (%)Аффинированное производство с учетом покупного сырья и толлинга собственного сырья на мощностях третьих лиц.
«Норникель» — № 4 по производству платины (%)Аффинированное производство с учетом покупного сырья и толлинга собственного сырья на мощностях третьих лиц.
«Норникель» — № 5 по производству родия (%)Аффинированное производство с учетом покупного сырья и толлинга собственного сырья на мощностях третьих лиц.
Источник: отчеты производителей, анализ Компании на 9 марта 2023 года

Основные тенденции на рынке МПГ

Потребление МПГ по регионам (%)
Среднегодовые цены на МПГ (долл. США / тр. унцию)
Источники: LBMA, Johnson Matthey

Цена на палладий в начале года была на уровне около 1,9 тыс. долл. США/ тр. унцию, однако во второй половине января она резко выросла до 2,4 тыс долл. США / тр. унцию на фоне нарастания опасений из-за геополитического кризиса. 24 февраля цена подскочила до 2,7 тыс. долл. США / тр. унцию, а 7 марта взлетела до исторического максимума 3,2 тыс. долл. США / тр. унцию.

С конца апреля, когда перекупленность рынка сошла на нет, металл торговался в диапазоне от 1,8 тыс. до 2,3 тыс. долл. США / тр. унцию до конца июля, когда на уровне 2 тыс. долл. США / тр. унцию цена получила сильную поддержку на фоне первого ежемесячного роста мировых продаж автомобилей (год к году) в 2022 году, который, в свою очередь, был в основном обусловлен ослаблением ограничений в Китае, связанных с COVID-19. С тех пор цена постоянно колебалась между верхней и нижней границами этого диапазона, но так и не смогла их пробить.

Заметная попытка сломить сопротивление на уровне 2,3 тыс. долл. США / тр. унцию была предпринята 4 октября. Хотя палладий закрылся выше уровня 2,3 тыс. долл. США / тр. унцию, относительно небольшой объем торгов не сигнализировал о важности прорыва ценового сопротивления. Осенью падение цен продолжилось на фоне новых негативных ожиданий спроса, связанных с возможным краткосрочным и среднесрочным сокращением производства автомобилей в Европе.

В середине декабря цена упала ниже 1,8 тыс. долл. США / тр. унцию на фоне слабой конъюнктуры авторынка Китая, США и Западной Европы, возможной распродажи потребительских запасов до окончания финансового периода и спекулятивных действий (закрытие длинных и (или) открытие коротких позиций) после объявления ФРС более высокой, чем ожидалось, целевой пиковой процентной ставки. К концу года цена восстановилась до уровня 1,8 тыс. долл. США / тр. унцию.

Цена на платину испытала те же потрясения, что и на палладий, наиболее заметным из которых стал геополитический кризис. Цена достигла своего локального максимума 8 марта на уровне 1 150 долл. США / тр. унцию. На фоне ослабления опасений по поводу поставок в начале сентября цена на платину скорректировалась до годового минимума в 838 долл. США / тр. унцию. Сбои на горнодобывающих предприятиях в Южной Африке, главным образом, но не исключительно вызванные нестабильностью электроснабжения, привели к росту цен на платину с начала сентября. Отток металла из ETF-фондов в 2022 году составил 0,6 млн тр. унций, поскольку повышение процентных ставок снизило аппетит инвесторов к сырьевым товарам.

Цена на родий также следовала динамике цены на палладий ввиду схожей отраслевой структуры потребления. После пика в 22 тыс. долл. США / тр. унцию 8 марта цена опустилась до уровня 13,5–14 тыс. долл. США / тр. унцию в первой половине лета, после чего, несмотря на локальную поддержку от восстановления автопрома в Китае, цена на родий следовала нисходящему тренду, достигнув годового минимума в 12,3 тыс. долл. США / тр. унцию в конце декабря.

Динамика цен на палладий и платину в 2022 году, LPPM

  1. Начало геополитического кризиса
  2. Лондонский рынок платины и палладия исключает российские аффинажные предприятия из списка надежных поставщиков
  3. Начало восстановления автопроизводства в Китае
  4. Крупнейший производитель платины объявляет о снижении производства в 2022 году
  5. ОПЕК+ обязуется сократить добычу, что усилило инфляционные ожидания. Начало положительного тренда на рынках драгоценных металлов на ожиданиях более мягкой, чем ожидалось, политики ФРС в среднесрочной перспективе
  6. Начало ежедневных отключений электричества в ЮАР
  7. ФРС замедляет темп повышения ставки до 50 б. п., но дает сигнал о возможно более высокой, чем ранее ожидалось, целевой пиковой процентной ставке
  8. Спекулятивные продажи палладия на фоне окончания финансового года

Баланс рынка

В 2022 году на рынке палладия сохранялся умеренный дефицит, оцениваемый в 16 тонн (без учета инвестиционного спроса), в то время как профицит рынка платины перешел в состояние баланса, а дефицит родия остался на уровне 4 тонн. Спрос на металлы платиновой группы был в первую очередь продиктован меньшими, чем ожидалось, темпами восстановления автопроизводства после падения, вызванного эпидемией COVID-19, а также эффектом замещения между платиной, палладием и в меньшей степени родием в автомобильных катализаторах. Предложение МПГ в 2022 году упало ввиду уменьшения вторичной переработки, затопления рудника Stillwater в США и нехватки плавильных мощностей и масштабных перебоев в электроснабжении в ЮАР.

Потребление

Потребление палладия и платины в промышленности по сравнению с предыдущим годом снизилось в 2022 году на 14 тонн (–4%) и 3 тонны (–1%), до 295 тонн и 221 тонны соответственно. В 2022 году промышленное потребление родия осталось на уровне 33 тонн.

Автомобильная промышленность. Основной объем потребления металлов платиновой группы приходится на системы очистки выхлопных газов автомобилей. В этой области палладий, платину и родий используют для изготовления каталитических нейтрализаторов выбросов, установка которых на автотранспорте является обязательной и регламентируется на законодательном уровне в подавляющем большинстве стран мира. Благодаря этим системам удается значительно снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.

МПГ в силу своих уникальных каталитических свойств, обеспечивающих эффективность химической реакции на протяжении всего цикла эксплуатации автомобиля, практически не имеют альтернатив в данной области применения.

Из-за особенностей каталитической реакции палладий и родий преимущественно используются в системах утилизации выбросов бензиновых автомобилей, в то время как платина в основном применяется для дизельных двигателей. В последние годы производителями каталитических систем велась работа по разработке катализаторов на основе трех металлов платиновой группы, которые могли бы использоваться на разных типах двигателя, но внедрение таких решений на данный момент не получило широкого распространения. В то же время в последние годы наблюдается частичное замещение палладия на платину в катализаторах бензиновых автомобилей, вызванное наличием ценового спреда между металлами.

Потребление палладия в автомобильной промышленности в 2022 году снизилось на 9 тонн. Это связано с тем, что общее восстановление автопрома шло на фоне увеличения доли электромобилей, что в совокупности с ограниченным ценовым замещением палладия на платину в бензиновых авто снизило общее потребление со стороны автомобильного сектора.

В то же время фактором, поддерживающим потребление палладия в автопроме, является снижение доли легковых дизельных автомобилей, которые замещаются бензиновыми и гибридными, в которых в большей степени используются системы нейтрализации выбросов выхлопных газов на основе палладия. Доля дизельных автомобилей на рынке Европы (27 стран + Великобритания + Европейская ассоциация свободной торговли) сократилась за год с 20 до 16%. Несмотря на сокращение доли дизельных автомобилей, глобальный спрос на платину со стороны автопрома увеличился на 10 тонн в 2022 году на фоне обозначенного ранее частичного замещения палладия на платину в бензиновых автомобилях.

Потребление родия в данной отрасли осталось на уровне предыдущего года на фоне умеренного восстановления автопроизводства, сбалансированного частичным замещением родия на палладий.

Электронная промышленность. В электронной промышленности палладий преимущественно используется в производстве конденсаторов и системных платах, в то время как платина применяется в производстве жестких дисков. В 2022 году объем потребления палладия и платины в электронной промышленности снизился на 3 тонны и 1 тонну, до 17 тонн и 5 тонн соответственно, на фоне заметного снижения поставок персональных компьютеров и смартфонов по причине больших накопленных запасов и активных закупок в период пандемии в 2019–2020 годах.

Химическая промышленность. Использование металлов платиновой группы в катализаторах химических процессов в 2022 году осталось на уровне предыдущего года.

Здравоохранение. Снижение спроса на палладий в здравоохранении в 2022 году составило 1,5 тонны из-за падения спроса на металл для зубного протезирования в связи с ценовым замещением на более дешевые материалы. Применение платины в медицине увеличилось на 0,3 тонны на фоне роста оказания плановых высокотехнологичных медицинских услуг после окончания наиболее острой фазы борьбы с COVID-19.

Ювелирное производство. Мировой спрос на платину со стороны ювелирной отрасли в 2022 году соответствует уровню предыдущего года. В Китае, на который приходится более половины мирового спроса на платину для ювелирного производства, наблюдалось падение продаж ювелирных изделий в связи с жесткими коронавирусными ограничениями, однако оно было компенсировано восстановлением спроса в других странах. Применение палладия в ювелирном деле осталось на уровне предыдущего года.

Стекольная промышленность. Платина используется для производства стекловолокна и оптического стекла. Спрос на металл в данной отрасли в 2022 году снизился на 9 тонн на фоне замедления расширения стекольных мощностей в Китае после наращиваний в предыдущие годы. Использование родия в этой индустрии также снизилось, в том числе из-за стремления производителей питателей для стекольной промышленности минимизировать использование этого металла из-за его дороговизны.

Инвестиции. Палладий и платина широко используются в качестве инструмента для инвестиций. Форма инвестиций в физический металл может варьироваться от монет и мерных слитков до инвестиций в биржевые фонды (ETF), которые накопили существенные запасы в форме стандартных слитков. Запасы палладия и платины в ETF за 2022 год снизились на 2,8 и 17,7 тонны до 16,0 и 95,4 тонны соответственно.

Палладий: отраслевая структура (%) и динамика потребления по областям применения (тонн) в 2022 году
Платина: отраслевая структура (%) и динамика потребления по областям применения (тонн) в 2022 году
Родий: отраслевая структура (%) и динамика потребления по областям применения (тонн) в 2022 году

Производство

Первичное производство МПГ (тонн)
Источник: данные Компании

В 2022 году первичное производство аффинированного палладия, платины и родия по сравнению с предыдущим годом снизилось на 9, 14 и 23% до 198, 172 и 20 тонн соответственно.

В Российской Федерации, ключевой стране — производителе палладия, зафиксирован рост выпуска палладия (+5 тонн) связанный с восстановлением производства после временной остановки Октябрьского и Таймырского рудников в результате подтопления грунтовыми водами и приостановке работы на Норильской обогатительной фабрике в 2021 году. Производство платины осталось на уровне 20 тонн.

В ЮАР, ключевой стране — производителе платины и родия, в 2022 году значительное падение производства МПГ (–27 тонн палладия, –31 тонна платины и –6 тонн родия) из-за эффекта высокой базы 2021 года, когда происходила переработка ранее накопленных запасов незавершенной продукции в ЮАР, перебоев с электроснабжением и нехваткой плавильных мощностей.

Выпуск первичной платины в Зимбабве увеличился на 1 тонну, в то время как производство палладия и родия осталось на уровне предыдущего года. Производство палладия и платины в США снизилось на 1 тонну ввиду наводнения в Монтане в июле 2022 года.

Основными источниками вторичного предложения металлов платиновой группы является отработанные автокатализаторы выхлопных газов. В 2022 году производство палладия, платины и родия из вторсырья снизилось на 9, 5 и 1,5 тонны до 81, 48 и 8 тонн соответственно, вследствие нарушения логистических цепочек и слабых показателей продаж новых автомобилей, что, в свою очередь, повлияло на предложение старых автомобилей, доступных для вторичной переработки.